Актом обследования участка называется документ, который позволяет принять решение про удаление с учета какого-либо объекта, в случае если этот объект был внесен в базу Государственного кадастра по недвижимости.

Акт фиксирует состояние объекта на момент его составления. Акт обследования может зафиксировать имеются ли разрушения и насколько разрушен этот объект. Акт дает право владельцу недвижимости обращаться в Государственный кадастр с просьбой о снятии недвижимости с учета.

Право заключения государственного акта имеет только кадастровый инженер, после предъявления соответствующего квалификационного аттестата. Он и только он должен сделать после тщательного визуального осмотра составить заключение, про:

  • степень разрушения недвижимости;
  • необходимость и возможность восстановление недвижимости;
  • соответствие местонахождения объекта записи в Государственном реестре.
  • При каких обстоятельствах может потребоваться акт обследования.

Акт обследования земельного участка необходим:

  • если сносятся старые постройки и на их месте владелец собирается возводить новые;
  • если недвижимость разрушена в результате воздействия природных или иных факторов;
  • при полной или частичной реконструкции, строительстве новых пристроек к уже имеющимся, разделе имущества, в случае если имущество переходит к другому владельцу;
  • если владелец путем перестройки решил соединить два объекта в один.

В таком случае владелец обязан обратится в кадастровый орган с просьбой о снятии одного из объектов с учета.

Процедура составления акта о состоянии недвижимости.

Для составления акта необходимы такие этапы процедуры:

  • заключается договор о составлении кадастровым инженером акта обследования. В этом договоре должны быть указаны: виды предполагаемых работ, их конечные сроки выполнения, должна быть составлена смета и прописана в договоре сумма оплаты;
  • кадастровый инженер должен лично приехать на местонахождение недвижимость и свериться с имеющимися записями в кадастровом реестре;
  • составленный акт кадастровый инженер должен заверить электронной подписью. Один экземпляр должен оставаться у заказчика, а второй передается в Государственный кадастровый реестр.

Понятие акта обследования

Это документ, в котором инженер-геодезист подтверждает факт прекращения физического существования объекта недвижимости, что был им лично осмотрен во время полевых работ. Эта процедура обязательна, если существующий ранее объект был разрушен, перенесен или разделен.

При наличии недвижимости, что была разрушена из-за пожара, сноса, обвала или переноса, владелец обязан аннулировать свое право собственности на этот объект, чтобы не нести за него ответственность и впоследствии перестать платить налоги.

Случаи, в которых возникает необходимость составления акта

Необходимость заключения акта для снятия с кадастрового учета возникает при строительстве новых зданий на месте старого дома или рядом с ним, а также при проведении множества операций с недвижимостью, таких как: реконструкция, слияние, пристройка и раздел.

Поводом для составления акта должны быть основательные причины:

  • разделение одного объекта недвижимости на несколько автономных. В этом случае дом не может числиться в реестре как единый;
  • Возможно, Вас заинтересует статья о том, как правильно внести изменения в кадастровый паспорт.
  • Полезную статью о том, для чего нужен кадастровый паспорт и что он в себе содержит, читайте здесь.
  • деление одного участка на два и более самостоятельных;
  • слияние нескольких автономных участков в один;
  • разрушение дома;
  • слияние нескольких построек в одну. К примеру, если владелец пристроит комнату рядом с домом, он должен будет зарегистрировать эти два объекта как один, со снятием с учета старого дома;
  • реконструкция, в ходе которой увеличивается площадь дома или образуются новые постройки;
  • ликвидация кадастрового учета, что был выдан на определенное время;
  • переход коммунальной квартиры в обычную;
  • особые случаи.

Однако не всегда инициатором снятия с учета выступает владелец. Нередки случаи обращения владельцев смежных участков и соседних квартир, границы собственности которых были нарушены в ходе реконструкции или перестройки чужой недвижимости. К примеру, построенная рядом со зданием комната преграждает доступ к выходу соседей и т.д.

Подготовка к составлению акта

Для начала необходимо обратиться с заявлением в Многофункциональный центр (МФЦ) или отделение Росреестра. Составлением и оформлением документации занимается инженер из кадастрового предприятия.


Землевладелец обязан предоставить такие материалы:

  • документы, что подтверждают разрушение, перенос, раздел или реконструкцию участков и зданий;
    паспорт физического лица;
  • документ, подтверждающий право владения недвижимостью. Если такового не имеется, предоставляется документ на право владения земельным участком.

Требования к оформлению акта

  • Перечень всех требований был утвержден в законе «О государственном кадастре недвижимости». Среди основных можно выделить такие пункты:
  • вся документация должна быть составлена на русском языке;
  • акт должен содержать полные сведения о заказчике и исполнителе кадастровых работ;
  • обязательно оформление его как в бумажном, так и в электронном виде;
  • в документации должны содержаться все собранные данные об объекте недвижимости;
  • обязательно должен быть указан кадастровый номер участка и сведения о нем.

Содержание акта

Готовый документ должен состоять из четырех разделов, расположенных в таком порядке:

  • титульная страница, на которой указаны данные об объекте, а также имя заказчика и исполнителя работ с подписями и печатями;
  • содержание, оформленное в виде таблицы с перечнем всех разделов и дополнительной документацией, что прилагается к акту;
  • первичные данные, на основании которых были проведены исследования;
  • заключение, составленное инженером – исполнителем.
  • Порядок действий при обследовании

Процедура составления акта проходит в таком порядке:

  • сбор и анализ исходных данных об объекте;
  • поиск и сбор дополнительных сведений и документации от различных учреждений и организаций;
  • осмотр инженером-геодезистом объекта недвижимости вживую;
  • камеральные работы (исследования и составление документации в помещении после проведения полевых работ) на основании всех собранных ранее данных;
  • непосредственно составление акта;
  • оформление бумажного и электронного варианта документации для дальнейшей передачи в руки заказчика и снятия объекта с кадастрового учета в государственном органе.

Итогом работ по составлению акта служит кадастровая выписка о здании, сооружении или участка земли, которая свидетельствует о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета.

Предлагаем Вам посмотреть видео о том, как происходит обследование зданий и сооружений:

Когда возникает необходимость проведения обследования участка

Акт обследования составляет кадастровым инженером после тщательного обследования участка земли, при этом преследуется главная цель – подготовка объекта недвижимости к снятию с кадастрового учета. Необходимость в составлении документа возникает в следующих случаях:

  • если объект недвижимости прекратил свое физическое существование или по разным причинам приобретает аварийное состояние – в результате чрезвычайного происшествия и других форс-мажорных ситуаций;
  • в случае объединения соседних участков, а также при разделе территории;
  • если возникла необходимость ликвидации временного статуса.

Порядок действий кадастрового инженера, составление и образец, содержание и особенности документа регламентирует ст. 42 федерального закона ФЗ-221, а сама форма акта обследования утверждена приказом №627 Министерства экономического развития РФ. В случае если произошло одно из указанных выше событий, можно приступать к процедуре обследования, но действовать надо грамотно, и главное в этом случае – правильно выбрать инженера. Перечень специалистов, допущенных к процедуре, есть на сайте Росреестра.

Какая информация содержится в акте обследования участка

К составлению акта обследования земли допускаются кадастровые инженеры, прошедшие специальное обучение, знающие процедуру и разбирающиеся в тонкостях процесса. После проведения обследования они составят документ, в котором будут указаны следующие данные:

  • Сведения о земельном участке, включая данные о строениях, расположенных на нем. Сюда входят точный адрес, площадь участка, его границы с привязкой к местности, сведения о наличие или отсутствии растительности, наличие водоемов и охраняемых объектов. Также указывается назначение участка (сельскохозяйственное или для организации индивидуального строительства).
  • Информация о заказчике документа.
  • Сведения о самом исполнителе работ, с указанием номера аттестата, названия организации, личных данных инженера, включая номер телефона и электронный адрес.
  • Дата проведения обследования.
  • Перечень документов, используемых для составления акта.

Требования к оформлению документа не сложные, и с ними кадастровый инженер знаком.

Последовательность действий при составлении акта обследования

Чтобы специалист произвел оценку участка и составил акт обследования, заказчик должен представить ему документы: кадастровый паспорт на объект и документ, подтверждающий право собственности. Алгоритм действий по составлению акта выглядит следующим образом:

  • заключается договор на выполнение кадастровой деятельности, в котором прописываются все нюансы и основные моменты;
  • кадастровый инженер изучает тщательным образом представленную заказчиком информацию, делает заказ информации о собственнике участка (данные есть в государственном кадастре);
  • изучение представленных заказчиком дополнительных документов, подтверждающих необходимость прекращения функционирования объекта (справка из МЧС, заключение о признании строения непригодным для проживания, прочие документы);
  • производится фактическое обследование участка и сопоставление полученных данных со сведениями, представленными заказчиком.

Готовый акт передается собственнику одним из способов, оговоренных в договоре. Это может быть документ в цифровом виде (XML-формат), заверенный электронно-цифровой подписью специалиста.

Если это предусмотрено договором, документ может быть представлен в печатном виде с подписью специалиста.

Сроки и дальнейшие действия заказчика

Сама процедура обследования и выдача документа длится 5-7 календарных дней, после чего собственник объекта недвижимости отправляется в Росреестр или многофункциональный центр. Помимо акта обследования потребуются документы, удостоверяющие личность или доверенность на уполномоченное лицо, правоустанавливающие документы, заявление о снятии ЗУ с кадастрового учета. На принятие решение относительно возможности снятия участка с кадастрового учета отводится 10 дней, а плата за эту услугу не взимается. К слову, признать участок не пригодным для использования можно, не прибегая к помощи кадастровых инженеров. К такому выводу может прийти комиссия, осуществляющая плановые осмотры территорий.
Во время рассмотрения поданных документов специалист кадастровой палаты вносят соответствующие изменения, а бывший собственник земли получает на руки выписку. Она и является основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

г. Тюмень

г. Тарко-Сале

Контакты

г. Тарко-Сале, ул. Промышленная 9

Тел: 8-922-289-66-66

Почта: ts@ooorpe.ru

---------------

г. Тюмень, ул. Червишевский тракт 60

Тел: 8-922-000-00-00

Почта: tmn@ooorpe.ru